4 октября участники круглого стола «Лекарственное обеспечение в современных условиях», состоявшегося в рамках ПМФЗ-2023 в Экспофоруме, обсуждали текущее состояние и перспективы развития системы лекарственного обеспечения населения Санкт-Петербурга.
По данным ректора ФГБОУ ВО СПХФУ Минздрава России Игоря Наркевича, фармацевтический рынок Санкт-Петербурга по итогам прошлого года составил 138,32 млрд рублей, или около 6% от всего внутреннего рынка страны. При этом за последний год на нем наметился новый тренд. В 2022 году объем петербургского рынка увеличился на 8% в стоимостном и сократился на 6% в натуральном выражении: лекарственных препаратов становится меньше, но они растут в цене, пояснил Игорь Наркевич.
Как отметили участники дискуссии, в структуре современного фармацевтического рынка России в целом и Санкт-Петербурга в частности есть диспропорция. Большая часть рынка (90 млрд рублей в Санкт-Петербурге) приходится на розничные продажи лекарств. Расходы же на госпитальные закупки и закупки препаратов для обеспечения ими льготных категорий граждан за счет регионального и федерального бюджетов почти в 3 раза меньше: в 2022 году они составили 37 млрд рублей.
При этом количество пациентов, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение, растет, и эти расходы ложатся суровым бременем на региональный бюджет. Это проблема не только Санкт-Петербурга, уточнил Игорь Наркевич, но большинства российских регионов. «В общей сложности в России около 700 тыс. человек имеют диагноз «гепатит В», и для того, чтобы обеспечить их всех лекарствами, нужно 1,3 трлн рублей. У государства таких денег нет», — привел пример Игорь Наркевич.
Юрист, член Национального совета экспертов по редким заболеваниям, член экспертного совета Госдумы РФ по охране здоровья по редким (орфанным) заболеваниям Наталья Смирнова подсчитала, что в Санкт-Петербурге за счет средств бюджета лекарствами обеспечивается 31 пациент с диагнозом «спинальная мышечная атрофия», при этом один флакон лекарства стоит около 600 тыс. рублей, а на год надо 30 упаковок. Однако норматив расходов федерального бюджета на одного пациента в 2022 году составлял около 11 тыс. рублей, все остальные расходы по закупке лекарств несет региональный бюджет. «Бремя, которое ложится на регионы, очень велико», — заявила Наталья Смирнова.
По мнению участников круглого стола, у Санкт-Петербурга есть возможности для повышения эффективности системы обеспечения населения лекарствами с одновременной экономией бюджетных средств. Одним из таких инструментов, по словам заместителя председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Алексея Яковлева, являются офсетные контракты. «Это универсальный способ обеспечить лекарственную безопасность Санкт-Петербурга по снабжению льготных категорий граждан», — уверен чиновник.
Смысл офсетного контракта он описал как «рынок в обмен на инвестиции», то есть фармацевтическая компания вкладывает средства в модернизацию или создание нового производства полного цикла необходимых лекарственных препаратов, а город, в свою очередь, гарантирует закупки этих препаратов. Первый офсетный контракт в Петербурге уже заключен: в рамках ПМЭФ-2023 соответствующее соглашение было подписано между городской администрацией и компанией «Р-Фарм». Стоимость контракта составила 8,7 млрд рублей, соглашение заключено на 10 лет, а инвестиции в создание производства составят не менее 2,3 млрд рублей, пояснил директор по экономике здравоохранения АО «Р-Фарм» Александр Быков. Новый завод будет выпускать препараты по 31 международному непатентованному наименованию (МНН), включая лекарства от сахарного диабета, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Как отметил Александр Быков, если бы город самостоятельно закупал по системе госзакупок весь объем заложенных в офсетный контракт препаратов, то потратил бы на это 29 млрд рублей (в ценах декабря 2022 года). По словам Алексея Яковлева, Петербург рассматривает и другие перспективные направления по офсетным контрактам. «В списке необходимых 350 МНН, и мы хотим, чтобы половина этих препаратов была бы включена в новые «офсеты», сказал он.
Еще одним способом снижения финансового бремени на бюджетную систему могло бы стать софинансирование лекарственной помощи с привлечением средств населения, считает Игорь Наркевич. По мнению начальника управления по организации работы фармацевтических учреждений и предприятий комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга, доцента кафедры организации здравоохранения и медицинского права СПбГУ Ольги Маховой, население могло бы на паритетных началах участвовать в покупках лекарств от таких заболеваний, как гепатиты В и С, артериальной гипертензии.
«Это нужные инструменты, и хотя они много обсуждаются, их нет», — заметила Ольга Махова.
Директор союза «Медико-фармацевтические проекты» Дмитрий Чагин напомнил участникам дискуссии о таком явлении, как производственная аптека. Изготовление лекарств в малых объемах на базах аптек было очень популярно во времена СССР. Тогда препараты аптечного приготовления составляли до 60% всех лекарств. Однако постепенно аптечные производства теряли свою значимость и долю рынка: к 80-м годам XX века их объем в общем объеме рынка снизился до 15%, сейчас он составляет 0,04%. При этом, отметил Дмитрий Чагин, в США аптеки производят до 15% всех лекарственных препаратов, а в Англии — 12%. По мнению эксперта, возрождение производственных аптек было бы актуально для обеспечения лекарствами малых групп или отдельных пациентов.
«Аптечное производство могло бы помочь с изготовлением препаратов для больных редкими заболеваниями, онкологических больных, а также препаратов в «детских дозах», — пояснил Дмитрий Чагин.