Специалисты оценили уровень качества и безопасности медицинской деятельности в Санкт-Петербурге

17 ноября 2022
Специалисты оценили уровень качества и безопасности медицинской деятельности в Санкт-Петербурге

26 и 27 октября 2022 в Санкт-Петербурге в рамках конгрессно-деловой программы X Петербургского международного форума здоровья состоялась V Межрегиональная научно-практическая конференция «Медицина и качество. Обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности». На мероприятии прозвучало 29 докладов от спикеров из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Екатеринбурга. 750 специалистов системы здравоохранения приняли участие в конференции в очном и онлайн формате.

Цель проведения конференции — формирование системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельностью в медицинских организациях на основе единой методологии и требований, а также создание региональной группы специалистов для распространения опыта в субъектах Российской Федерации, в том числе специалистов по качеству, внутренних аудиторов, специалистов по подготовке персонала.

В своем докладе «Как обеспечить   безопасность медицинской деятельности и организовать внутренний контроль качества» Швабский Олег Рудольфович говорил о практических вещах, опираясь на опыт деятельности международных организаций и опыт, накопленный с 2015 года в Российской федерации.

«По данным исследования 2021 года Университета Калгари, Канада, в период с 1961 по 2014 год было проанализировано 590 миллионов несчастных случаев из 25 развитых стран. 52,6% из этих случаев были предотвратимы, 39,7% несчастных случаев вызвали умеренные или значительные последствия для здоровья пациентов. Наиболее частые несчастные случаи относятся к хирургии и связаны с приемом лекарственных препаратов, ИСМП. В России нет аналогичных данных, так как статистика часто экстраполируется. Следовательно, надо научиться собирать данные об ошибках, правильно анализировать и разбираться в причинах совершенных ошибок.

При внедрении системы внутреннего контроля качества в своей медицинской организации действуйте методом проб и ошибок и в дальнейшем анализируйте удачи и неудачи. Меньше теории и излишней документации, меньше деталей. Упрощайте СОПы, формируя их на основе практических действий сотрудников. Устанавливайте сроки, ответственных сотрудников, максимально формулируйте задачи в рамках проекта по внедрению системы контроля качества».

Куликов Олег Вильевич в своем докладе поделился обзором и практическими рекомендациями по обеспечению прав пациента.

«Отношения в диаде врач-пациент поменялись, медицинские организации движутся в сторону пациентоцентристской системы здравоохранения. Ключевой фигурой в обеспечении прав пациента в этой модели является лечащий врач. От этого я и отталкивался в обзоре последних нормативно-правовых изменений в требованиях к медицинским организациям в области обеспечения прав пациента. Однако, если мы сравним объем прав и обязанностей у пациентов, то получится  большое количество прав и меньше обязанностей. У медицинских работников, напротив, большое количество обязанностей и меньше прав. В целом наблюдается правовая незащищенность медицинских организаций и работников, потому что институт саморегулирования в медицинской отрасли в России развит крайне плохо. Поэтому необходимо создать внутри своей организации типовые правила поведения пациентов в вопросах режима лечения, общих правил поведения, правил обращения к администрации и разрешения конфликтов и т.п.»

Солонин Александр Владиславович рассказал о системе повышения удовлетворенности пациентов при внедрении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

«Отрасль здравоохранения по вопросам качества и удовлетворенности является самой сложной по отношению к другим отраслям в стране. По данным исследования BusinesStat в России в 2021 году число медицинских приемов достигло 2.3 млрд., включая консультации, профилактику, диагностику, лечение и восстановление. При этом пациенты обращаются за платными услугами по причинам наличия более квалифицированных специалистов, удобного графика работы и доступности записи на прием. Причиной смены коммерческих организаций по результатам опроса BusinesStat отмечены низкая квалификация врачей, назначение лишних анализов и процедур, завышенные цены.

Считаю целесообразным переход к ценностно-ориентированной модели здравоохранения с точки зрения  оценки результатов лечения пациентом. Переход на ценностно-ориентированную модель включает в себя организацию интегрированной медицинской помощи по каждой нозологии, мониторинг исходов  и затрат на индивидуальном уровне, разработку пакетных платежей за цикл лечения, междисциплинарную систему оказания медицинской помощи, развитие IT-платформы для поддержки системы оказания медпомощи и учета результатов.

Использование этой модели в тех странах, где она  уже внедряется, позволяет снизить количество плановых и экстренных госпитализаций до 20%, уменьшить расходы системы здравоохранения до 15%  и в итоге повысить качество жизни пациентов».

Во второй день конференции участники слушали доклады тематических секций, включающие «Безопасность медицинской деятельности в условиях коронавирусной инфекции COVID-19», «Внутренний контроль качества и показатели эффективности деятельности медицинской организации».

В рамках третьей секции состоялись мастер-классы, направленные на развитие профессиональных компетенций медицинского персонала, в которых приняли участие врачи и средний медицинский персонал.

Всего на мероприятии прозвучало 29 докладов от спикеров из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Екатеринбурга.

Пятая конференция была аккредитована на портале НМО для специалистов высшего и среднего медицинского образования.

Конференция состоялась при поддержке Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Национального института качества Росздравнадзора, Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга и Региональной общественной организации «Врачи Санкт-Петербурга».

Подписаться на новости форума