Пациентоориентированная медицина — дело современности и будущего

26 сентября 2024
Пациентоориентированная медицина — дело современности и будущего

Не просто лечение болезни, а улучшение качества жизни человека ставится сегодня во главу угла и современной медицины, и медицины будущего. Именно это обсудили ученые-медики на экспертной сессии «Время науки в медицине», прошедшей в Экспофоруме 25 сентября в рамках XII Петербургского международного форума здоровья.

«Для врача самое главное не гены, не использование искусственного интеллекта, а понимание целостности человека, которого он лечит. Надо понимать, откуда взялся данный симптом и данное недомогание, откуда взялась болезнь, и тогда станет понятно, как человеку помочь. Фундаментальная наука имеет исключительно важное значение для реального лечения, но каждого больного надо лечить по-своему», — обозначил направление сессии Юрий Наточин, академик РАН, профессор, д.б.н., профессор кафедры физиологии СПбГУ.

Такой подход в медицине выходит сегодня на первый план, тем более что, как отметил Сергей Жданов, управляющий директор, директор центра индустрии здоровья ПАО «Сбербанк», член экспертного Совета комитета по здравоохранению Государственной думы Российской Федерации, население нашей страны будет расти, а продолжительность жизни — увеличиваться.

«С 1960 года продолжительность жизни увеличилась на 19 лет. Но половину жизни мы при этом по-прежнему живем с не очень хорошим здоровьем. Поэтому фокус должен быть не только на увеличение продолжительности, но и на улучшение качества жизни», — подчеркнул он.

Для этого необходима доступная медицинская помощь, которая возможна только благодаря цифровым решениям: цифровые сервисы нужно внедрять повсеместно.

«Сегодня система здравоохранения организована таким образом, что основная нагрузка врачей приходится на выявление и лечение заболеваний. При этом лечение будущего направлено на их профилактику и предотвращение», — подчеркивает Сергей Жданов.

Продукты на базе ИИ уже трансформируют жизнь человека и всю систему здравоохранения. Но сам ИИ никогда не заменит врача: он поможет принять решение, подскажет оптимальную диагностику и план лечения, а дальнейшие и окончательные решения будет принимать только человек.

Юридические аспекты качественной медицинской помощи озвучил Сергей Белов, декан юридического факультета СПбГУ, заведующий кафедрой конституционного права СПбГУ, профессор кафедры конституционного права СПбГУ, директор Института проблем государственного языка.

«Сейчас в практике «некачественная помощь» равно «ненадлежащая»: больному не оказали некий минимум медицинских услуг. Но некачественной помощь можно считать, если не достигнут возможный результат лечения вследствие его неэффективности; если побочные последствия лечения сравнимы по влиянию на качество жизни с течением той болезни, лечение которой проводилось; если при взаимодействии с пациентом не учтены его запросы», — объяснил он.

При этом, как считает юрист, некачественная помощь не всегда должна рассматриваться как правонарушение, но должна влечь компенсацию стоимости лечения и возмещение морального вреда (но не уголовную или дисциплинарную ответственность).

«Усилия врача сегодня должны быть направлены на улучшение качества жизни пациента в целом, а не просто на излечение одной болезни», — заключила Татьяна Ионова, д.б.н., профессор, руководитель отдела мониторинга качества жизни КВМТ им. Н.И. Пирогова СПбГУ.

Подписаться на новости форума