Фармакотерапия, или медикаментозное лечение, является важнейшей составляющей современной медицины, и актуальная ситуация накладывает на эту область свои особенности и вызовы, которые нужно учитывать для эффективного лечения пациентов. О том, что необходимо изменить в подходах к медикаментозному лечению, обсудили участники круглого стола «Особенности фармакотерапии в современных реалиях», который прошел в Экспофоруме 25 сентября, в первый день XII Петербургского международного форума здоровья.
Одним из важнейших направлений развития современной медицины в целом является персонификация, или индивидуальный подход к лечению, основанный на особенностях организма, состояния здоровья и уровня и качества жизни каждого пациента. Персонификацию можно внедрять и в области фармакотерапии, уверен д.м.н., профессор кафедры фармакологии Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Колбин. В качестве примера он привел препарат Milasen для лечения генетического заболевания, разработанный еще в 2019 году врачами бостонского госпиталя для одного-единственного пациента, восьмилетней девочки, у которой мутировавший ген MFSD8 стал причиной болезни Беттена. Серийное же производство подобных препаратов до сих пор под вопросом, в частности из-за того, что успешная клиническая практика одного пациента не является доказательством. Между тем, отмечает Алексей Колбин, в этой области все-таки достигнут некоторый прогресс, и исследования реальной клинической практики становятся всё более значимыми в плане доказательной силы, что в конечном итоге станет одним их факторов эволюции систем фармаконадзора в разных странах.
Персонифицированная, или предикативная, медицина способна существенно повысить качество лечения, и в этом уверены ученые многих стран, отметил д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой МФТВ Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета Сергей Умаров. Раннее выявление рисков какого-либо заболевания у конкретного пациента означает подбор и оказание адекватной лекарственной помощи, и это реальность уже ближайшего будущего, считает профессор. В настоящее время из всех технологий персонифицированной медицины в клиническую практику активно входит фармакогенетическое тестирование, отметил Сергей Умаров. Он подчеркнул, что уже разработаны, внедряются и используются цифровые решения и платформы, позволяющие в автоматическом режиме проводить клиническую интерпретацию результатов фармакогенетического тестирования для персонализации применения антигоагулянтов, антиагрегантов, антидепрессантов, нейролептиков. Развиваются и фармацевтические технологии, в частности персонифицированное производство лекарственных форм, например аддитивные технологии или технологии трехмерной печати.
И если технологии не стоят на месте, то существующая парадигма лекарственного обеспечения не меняется уже много лет и тоже требует перемен, указал Сергей Умаров. По его мнению, необходимо переходить на лекарственное обеспечение пациентов амбулаторий и стационаров по принципу «индивидуальной дозы».
«Врач формирует лекарственное назначение, которое направляется непосредственно в аптеку. Провизор проверяет его и на его основе формирует индивидуальную дозу лекарства, которое затем поступает либо в отделение больницы, где его реализует медсестра, либо в аптеку, где его забирает пациент», — объясняет Сергей Умаров.
Такая технология поможет избежать медицинских ошибок и поспособствует экономии запасов лекарственных средств, считает он. По такому принципу работают производственные аптеки, отметил заместитель заведующего лаборатории регуляторных отношений и надлежащих практик СПбХФУ Дмитрий Юрочкин. По мнению многих участников круглого стола, именно модернизация системы производственных аптек могла бы стать первым шагом в переходе лекарственного обеспечения на рельсы персонификации.
«Наиболее перспективными направлениями развития персонифицированной фармакотерапии являются педиатрия и неонатология, лечение орфанных и онкологических заболеваний», — считает Дмитрий Юрочкин.
И хотя затраты на создание собственной производственной аптеки велики, они окупятся: как показало исследований СПбХФУ, ежегодная дополнительная экономия от производственной аптеки для крупной медицинской организации превышает 84 млн рублей, рассказал эксперт.
Между тем ожидаемый эффект от персонифицированной фармакотерапии может быть достигнут только в том случае, если процесс терапии осуществляется на принципах сотрудничества врача и пациента. Последний также должен быть вовлечен в процесс лечения, заинтересован в его положительном результате и мотивирован неукоснительно соблюдать назначения и рекомендации врача, подчеркнула д.м.н., профессор кафедры, заведующая кафедрой психиатрии и наркологии СПбГУ Наталия Петрова.