На панельной сессии, организованной в рамках ПМФЗ-2023 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава РФ, эксперты обсудили последние изменения законодательства в сфере регулирования деятельности санаторно-курортной сферы, а также вопросы медицинской реабилитации.
Стратегия развития санаторно-курортного комплекса РФ была утверждена распоряжением правительства страны еще в 2018 году, а ее целью стало повышение доступности санаторно-курортного лечения для населения, напомнил генеральный директор Ассоциации курортов Северо-Запада Евгений Никитин. Для достижения этой цели необходимо в том числе совершенствовать систему государственного регулирования развития как всего санаторно-курортного комплекса, так и организацию деятельности подобных организаций, подчеркнул эксперт.
Одним из важнейших нормативно-правовых актов, которые существенным образом повлияют на организацию санаторно-курортной деятельности, является принятый в августе 2023 года пакет поправок в ФЗ №26 от 23 февраля 1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», подчеркнула заместитель директора по научной работе и образовательной деятельности ФГБУ «НМИЦ РК» Ольга Юрова.
Среди важнейших положений обновленного закона она отметила разрешение использования природных лечебных ресурсов для медицинской реабилитации. В связи с этим изменяется принцип классификации этих ресурсов, а также сокращается список веществ и объектов, которые к ним относятся.
«В соответствии с последними изменениями законодательства к природным лечебным ресурсам относятся минеральные воды, лечебные грязи, имеющие лечебные свойства полезные ископаемые, специфические минеральные ресурсы, лечебные природные газы и лечебный климат», — пояснила Ольга Юрова. Для их использования санаторно-курортные организации теперь обязаны получать соответствующие медицинские и бальнеологические заключения и вносить их в новый государственный реестр курортного фонда.
«Об этом мало кто знает, но сегодня территория может быть признана лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом только в случае нахождения в ее границах природного лечебного ресурса, сведения о котором внесены в этот новый реестр», — подчеркнула Ольга Юрова. Требования станут обязательными для всех санаторно-курортных организаций с 1 января 2025 года. «Если санаторий хочет остаться санаторием, он должен иметь лицензию и быть в этом списке», — заявила Ольга Юрова.
Сегодня санаторно-курортная сфера в России развивается в направлении именно медицинской помощи, а не спа или велнеса, как это происходит за рубежом, отмечали участники дискуссии. По данным Ольги Юровой, 30% санаторно-курортных организаций имеют лицензию на медицинскую реабилитацию. Как отметила доктор медицинских наук, сотрудник ФГБУ ДНКЦИБ ФМБА России Ирина Черкашина, медицинская реабилитация не оздоровление, а сложный, многоэтапный и многоуровневый процесс, целью которого является восстановление, компенсация или приспособление организма к новым условиям существования. «Реабилитация — это мероприятия, изменяющие качество жизни пациента при, возможно, неизменном диагнозе», — пояснила Ирина Черкашина.
По словам сотрудника НМИЦ РК Татьяны Кончуговой, в основе санаторно-курортного лечения лежит физиотерапия, которая в том числе способствует ускорению сроков реабилитации и более полному функциональному восстановлению организма пациента. Одним из перспективных современных методов физиотерапии, который может эффективно применяться на уровне санаторно-курортного лечения, является транскраниальная электрическая стимуляция, или ТЭС-терапия, считает врач-физиотерапевт Мария Прыгова. Суть ТЭС-терапии в избирательной активации эндорфинергических структур головного мозга и всего организма в целом путем неивазивной транскраниальной электростимуляции этих структур.
Эта методика способствует нормализации психофизиологического статуса, стимулирует иммунитет и репарацию, способствует торможению роста опухолей, нормализует гормональный и вегетативный статус, влияет на избавление от психосоматических болей, рассказала Мария Прыгова. ТЭС-терапия использовалась для купирования последствий экстремального стресса у пострадавших в крупных техногенных катастрофах, авиакатастрофах.
«Учитывая текущую обстановку, данная методика может быть востребована и для реабилитации, и для адаптации участников специальной военной операции», — заключила Мария Прыгова.